Насилие в школах

 Я – выпускница обычной школы в провинциальном российском городе. Это то единственное, что объединяет меня с ученикам учебных заведений, нападения в которых прогремели на всю страну.  Нас отделяют тысячи километров и разница в возрасте, но я живо могу себе представить не только все произошедшее, но и причины этих шокирующих событий. Ведь имевшие несчастье, постигать азы науки в современной российской школе, прекрасно понимают, что случившееся – это просто верхушка айсберга, всего лишь несколько обнажившая звериные законы существования в учебных заведениях страны. 

В мою память навсегда врезались кадры из жизни в новой школе. На переменах мальчишки гурьбой бьют двух одноклассников. Причем бьют сразу несколько человек, последовательно, непрерывно, одного, просто так. От скуки, жестокости, желания самоутвердиться. Все сбегаются посмотреть на это действо. Это какой-то кафкианский, непостижимый, сюрреалистичный мир. Но эти несколько мерзавцев, избивающих одного беззащитного мальчика, в глазах толпы – крутые парни, их уважают. Их жертвы – неприкасаемые, лохи, чмо. Такие всегда одни, под призмой насмешек и презрительных ухмылок, побоев и унижений. Они сидели на уроках со следами избиений. Ни один учитель не поинтересовался, откуда побои на лицах детей. 

Ни разу агрессоры не понесли наказание за учиненное насилие. Со стороны школы не было применено никаких методов реагирования, их поведение не санкционировалось и не порицалось. В итоге, самые жестокие и беспринципные, не соблюдавшие и не знающие никаких морально-нравственных законов, становились авторитетами в классе. Они насаждали свои ценности и взгляды, основанные на воззрениях криминального мира. Учителей, как рупор общественности, не было слышно, за несколькими исключениями, вообще. Они полностью отошли от воспитательного процесса и процесса социализации их подопечных в жизнь общества. В итоге, как способ самоутверждения и самореализации, некоторыми подростками было выбрано психологическое и физическое насилие, а не интеллектуальное и нравственное развитие, гуманность и человеколюбие. В этой системе ценностей, когда крутым и авторитетным, считался насильник, а жертвы насилия – лузерами, и жила наша школа. Не думаю, что она является исключением, скорее правилом.

А ведь взросление в подобной парадигме ценностей откладывает огромный отпечаток на развитие личности, ее мировоззрение и поведенческие характеристики. У агрессора закрепляются механизмы насильственного поведения, так как оно успешно приводит его к цели – признанию и самоутверждению в группе. У жертв - последствия перенесенного ими унижения охватывают самые различные спектры, от катастрофического падения самооценки до снижения умственных способностей и развития хронических заболеваний. Но в этой модели существует не только связка агрессор-жертва: все присутствующие втянуты в этот процесс. Нет ни одного, кого бы он не затронул. Те «нейтральные», кто не является ни агрессором, ни жертвой, а простыми «наблюдателями», привыкают к жестокости. Для них агрессия становится чем-то само собой разумеющимся, нормой. Они в дальнейшем спокойно проходят мимо несправедливости и преступлений, иногда оправдывают их, нередко сами переступают черту дозволенного. 

Потому что «всегда так было» и «все так делают». Недавно довелось читать комментарии к статье о мальчике, пережившего моббинг в школе. Было немало полагавших, что мальчик сам виноват, так как не смог защитить себя. Т.е. они обвиняют не мерзавцев, не их жестокость, а жертву! Подобная реакция и есть страшное последствие того, что насилие и унижения еще со школьной скамьи начинают считаться повседневностью и нормой. Так стоит ли удивляться тому, что градус агрессии в российском обществе все нарастает? Что нам все чаще на всех уровнях коммуникации приходится сталкиваться с отталкивающим и вызывающим поведением? Что подростки, в поисках самоутверждения, становятся не на путь саморазвития, а переходят на все новые уровни агрессии? А если можно унижать, оскорблять, бить, и школа не пресекает эти действия, то почему нельзя резать и калечить? Единственное, что делают подростки – это исследуют границы дозволенного.И до тех пор, пока унижение другого человека будет считаться чем-то безоговорочно крутым в подростковой среде, никакие службы охраны не исправят ситуацию. К сожалению, наша система образования капитулировала перед проблемой агрессии среди подрастающего поколения и явно не справляется с вопросами воспитания и создания положительного социально-психологического климата в учебных заведениях. Для преодоления данной ситуации можно/нужно изменить саму структуру функционирования образовательных учреждений. Ведь у учителя на данный момент нет ни достаточных прав, ни необходимых обязанностей, конструктивно и в полной мере влиять на социализацию и мировоззрение своих подопечных. Одними из самых влиятельных органов воспитания во многих случаях остаются улица и массмедиа, с их засильем жестокости и агрессии. Именно поэтому так важно вовлечь школу в воспитательный процесс. Необходимо предложить альтернативную точку зрения на место человека в этом мире, способы его самореализации и самоутверждения. Точку зрения, отличную от представлений преступной среды и подворотни, являющейся господствующей в стенах многих школ. Для этих целей можно предложить проведение проектов и классных часов, предметом которых являются нравственные ценности, этика ненасилия, уважение личности, вообще все, что способствует развитию гармоничных отношений. Здесь могло бы помочь и введение этики как обязательного предмета изучения во всех школах и для всех возрастных групп. В условиях, когда уголовщина определяет систему ценностей не только в определенных кругах, но и проникает в образовательные учреждения, школа просто обязана рассказывать о правах человека, морально-нравственных аспектах личности, недопустимости насилия. 

Это даст подросткам шанс, оценить ситуацию с другой стороны и возможно поменять свои взгляды. Может быть, не до всех удасться донести идеи человеколюбия и будет все же оставаться некий процент подростков, не реагирующих на апеляции к разуму и эмпатии, а уважающих лишь язык силы и живущих представлениями криминального мира. В таком случае, насилие с их стороны необходимо пресекать на корню; показывать, что их поведение социально не приемлимо; разработать для таких случаев некую систему санкций и штрафов. Ведь согласно Декларации прав ребёнка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН «Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости...». Т.е. никто, в том числе такие же несовершеннолетние, не имеет права на уничижительное обращение с подростком. Иначе это нарушение основополагающих прав маленького человека и законодательства. Много говорилось о возвращении психологических служб в школу. Психологи  не просто нужны, они жизненно необходимы. Ведь согласно исследованиям Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени Сербского, в России около 70% школьников имеют психические расстройства и аномалии развития. 70 процентов, Карл! Сколько еще мы будем игнорировать проблемы наших детей? Какие события должны  произойти, чтобы сделать хоть какую-то попытку, наконец протянуть им руку помощи? Каждый ребенок имеет право на счастье и наша задача, ему это право обеспечить.

 

promo dostalo июль 20, 10:55 443
Buy for 200 tokens
Что-что, а простую человеческую вежливость родители мне с детства привили. С соседями надо здороваться, разрешения на все нужно спрашивать, старших надо уважать (это отдельная история). С возрастом давать людям симметричный ответ стало просто необходимостью – один раз промолчишь, другой раз углы…

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.