petrus_paulus wrote in dostalo

Category:

Пуганая сися как признак фестивальности кино

Такое ощущение, что кроме фильма «Дюна» Дени Вильнёва в мире кино вообще ничего не происходит. Все носятся с этой «Дюной» как куры с яйцами, будто Голливуд выдал некий мегашедевр всех времён и народов. Или, наоборот, самый адский отстой из всех мыслимых и даже немыслимых. Мнения, как обычно, разделились. В попытке отрыва от реальности народ бросился смотреть очередные фантастические сказки с претензией на глубоководную философию, лишний раз доказывая свою полную инфантильность и ожидание чего-то нового, которое настанет исключительно чужими руками. То есть, очевидно, ждут снова того, что кто-то придёт и решит все проблемы народа-зрителя. Что со «Звёздными войнами» носились как угорелые, что с «Хоббитами» и «Властелинами колец» - ничего в жизни не меняется!

А в мире кино меж тем идёт очень активная жизнь, не всегда адекватная, но, по крайне мере, не такая сказочная, как в «Дюне». Недавно закончился Венецианский кинофестиваль, присудивший Золотого Льва французской картине «Событие», вполне земной и реальной, говорящей о реальных проблемах реальных людей. В целом, и румынский фильм «Неудачный трах, или Безумное порно» тоже реалистичен, хоть и спорен (про него уже тоже много писали, но, скорее, в иных красках) – здесь главное название, чтобы уж сразу заинтересовать потенциального зрителя. Этот как с постами в ЖЖ – называешь пост как-нибудь этак типа «Порнотрах», и аудитория мигом слетается как мухи на … мёд! Недавно завёлся здесь некий деятель, который свои посты стал называть односложно и ярко, типа «Пид**асы» - и сразу в топ)). Я всё ждал, когда же наконец появится пост с названием «Х*й», но что-то не срослось… Так и с этим румынским фильмом – он аж получил Золотого Медведя в Берлине в текущем году. Французский же «Титан», удостоенный Золотой Пальмовой Ветви в Каннах, вызвал скорее растерянность, чем желание его вообще обсуждать. И вот с этого места поподробнее.

Кадр из фильма "Неудачный трах, или Безумное порно" (Румыния, 2020) — Золотой Медведь-2021
Кадр из фильма "Неудачный трах, или Безумное порно" (Румыния, 2020) — Золотой Медведь-2021

Определить современный фильм на предмет его фестивальности достаточно несложно. Ведь принято считать, что фестивальность картины – маркер её превосходного качества. Хм… Насчёт маркера согласен, а вот насчёт качества как-то не очень. Как и с «Дюной» (которая есть маркер сиюминутного слюнебрызгания/-пускания, в зависимости от вкуса, характерного для сентября 2021 года). Если отмотать назад и пробежаться взглядом по спискам победителей трёх ведущих международных кинофестивалей Европы – Каннского, Венецианского и Берлинского – начиная с их основания (1939, 1947 и 1951 годы соответственно), можно разом и историю кинематографа изучить, и понять все тенденции развития кинематографа как вида искусства, включая все внешние факторы воздействия на него, в том числе политическую ангажированность, показную толерантность и сиюминутные культурные веяния. Я бы выделил три основных критерия, по которым это можно отследить. Первый – страна происхождения картины. Второй – проблематика, поднимаемая в ней. И третья – степень дурости демонстрируемого на экране, начиная порой прямо с названия.

Кадр из фильма "Отдалённый гром" (Индия, 1972) — Золотой Медведь-1973
Кадр из фильма "Отдалённый гром" (Индия, 1972) — Золотой Медведь-1973

Критерий первый – страна происхождения фильма. Здесь всё просто. До начала 90-х главные премии на всех трёх кинофестивалях получал исключительно ограниченный круг стран, куда входили Италия, Франция, ФРГ, США, СССР, Япония, Швеция, Дания, Испания и Великобритания с редкими отвлечениями на Польшу, Чехословакию, Венгрию и некоторые другие мелкие европейские страны. Главное слово – европейские! Это не значит, что в других странах мира не снимали кино. Снимали, разумеется. Только вот качество его было, как бы сказать, для европейцев не очень. Точнее, в большинстве случаев это азиатское, латиноамериканское и африканское кино было продуктом для внутреннего потребления в тех странах, что его произвели. Поэтому в Европе его не понимали и не принимали. И поэтому такие редкие вспышки, как победы Индии в Венеции-57 («Непокорённый») и в Берлине-73 («Отдалённый гром») благодаря гению Сатьяджита Рая, Бразилии в Каннах-62 («Исполняющий обет» Анселму Дуарте), Турции в Берлине-64 («Засушливое лето» Исмаила Метина) и Алжира в Каннах-75 («Хроника огненных лет» Мохаммеда Лахдар-Хамины), выглядели чем-то безумно экзотическим и смелым. Ни Китая тебе, ни Ирана, ни Аргентины какой-нибудь или ЮАР. Короче ничего такого, что сегодня принято мазать на кинохлеб вместо масла.

Кадр из фильма "Исполняющий обет" (Бразилия, 1962) — Золотая Пальмовая Ветвь-1962
Кадр из фильма "Исполняющий обет" (Бразилия, 1962) — Золотая Пальмовая Ветвь-1962

Китай (и его производные Гонконг и Тайвань) появляется впервые в самом конце 80-х, заявляя о себе победами в Берлине-88 («Красный гаолян» Чжана Имоу) и в Венеции-89 («Город скорби» Хоу Сяосаня). После чего – понеслась, как говорится. Теперь без Китая в мире кино вообще ничего не решается. Потому что режиссёры, раньше снимавшие только коммунистические демонстрации в Пекине (как было принято считать на Западе), оказывается, начали снимать интересное кино, достойное европейских фестивалей. Однако при изучении их творчества выяснилось, что они и до этого снимали неплохие фильмы, а не только демонстрации, просто их в Европе не показывали. Мода на всё китайское выстрелила со страшной силой, в итоге за период с 1991 по 2021 годы (30 лет) китайские фильмы четырежды побеждают в Венеции, четырежды – в Берлине и один раз в Каннах. Почему так мало? А потому что здесь начинает действовать второй критерий, который тесно переплетается с первым, порой даже определяя его.

Кадр из фильма "Красный гаолян" (Китай, 1987) — Золотой Медведь-1988
Кадр из фильма "Красный гаолян" (Китай, 1987) — Золотой Медведь-1988

«Всем сестрам по серьгам!». Кроме Китая ведь ещё столько «незаслуженно забытых» в мире стран… Страсть оргкомитетов кинофестивалей после разрушения коммунистической системы ко всяким бывшим советским колониям становится просто маниакальной. Сюда попадают и бывшие соцстраны, и сохранившие социалистический путь развития (очевидно, их манили призами в надежде на скорый крах социализма и там), и те, кто был в сфере влияния гикнувшегося СССР. Вместе с тем, стали невероятно приветствоваться страны, где режим уж совсем бесстыдно себя вёл по отношению к гражданам, поэтому режиссёры оттуда практически все автоматически становились «рупорами свободы». Самый показательный пример – Иран. Про него в коносмысле знать никто не знал, а тут – милости просим. За то же тридцатилетие Иран побеждает один раз в Венеции, трижды в Берлине и один раз в Каннах. Далее – по списку. Все нижеперечисленные никогда ранее не светились среди фестивальных победителей – Южная Корея, Таиланд, Новая Зеландия, ЮАР, Перу, Израиль, Вьетнам, Венесуэла, Мексика и Филиппины. К ним добавляем ряд европейских стран, тоже ранее не замечавшихся среди победителей – Грецию, Боснию и Герцеговину, Ирландию, Македонию (которую теперь велено именовать Северной) и Румынию. Про Румынию – это вообще отдельная история. У меня есть подозрение, что Берлинским кинофестивалем теперь заправляет румынская мафия, потому что румынские фильмы там за последние десять лет побеждали аж три раза (в 2013, 2018 и 2021 годах), потренировавшись предварительно на Каннах, где Золотую Ветвь в 2007 году взяла «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунджиу про подпольные аборты и проституцию.

Кадр из фильма "4 месяца, 3 недели и 2 дня" (Румыния, 2007) — Золотая Пальмовая Ветвь-2007
Кадр из фильма "4 месяца, 3 недели и 2 дня" (Румыния, 2007) — Золотая Пальмовая Ветвь-2007

Соответственно, проблематика кино меняется. Если в Берлине 50-80-х рулит кино на социальные и психологические темы, то, начиная с 90-х, акценты меняются. Теперь главное – облить дерьмом советскую власть и всё, что с нею связано, поэтому действие упомянутого выше фильма Мунджиу разворачивается во времена Чаушеску. Дальше – больше. Срочно необходимо кино, где много секса и голых задниц («Интим» Патриса Шеро, Берлин-2001; «Розетта» братьев Дарденн, Канны-99; «Вожделение» Ли Аня, Венеция-2007), причём лучше, если секс этот будет однополым («Горбатая гора» того же Ли Аня, Венеция-2005; «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша, Канны-2013; «Издалека» Лоренсо Вигаса, Венеция-2015). То есть, Венецию и Канны поражает та же тенденция. При этом остросоциальное кино никуда не девается (например, «Дитя» братьев Дарденн в Каннах-2005 или «Приманка» Бертрана Тавернье в Берлине-95), однако уходит на второй план, чтобы порой копировать само себя просто до неприличия (сравните каннских «Магазинных воришек» от Японии в 2018 году и набивших всем оскомину «Паразитов» от Южной Кореи в 2019-м).

Кадр из фильма "Вожделение" (Китай-Гонконг, 2007), Золотой Лев-2007
Кадр из фильма "Вожделение" (Китай-Гонконг, 2007), Золотой Лев-2007

К сожалению, начинается всё с политики и желания всеохватности, а заканчивается брызжущей сквозь экран гипертрофированной толерантностью. На этом фоне какими-то уже неестественными вставными челюстями, которые явно не по размеру, выглядят коммерчески выигрышные картины, как, например, «Джокер» Тодда Филлипса в Венеции-2019, «Народ против Ларри Флинта» Милоша Формана в Берлине-97 и «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино в Каннах-94. Сюда же попадает и слишком умное, созерцательное кино («Древо жизни» Терренса Малика в Каннах-2011, «Мёд» Семиха Капланоглу в Берлине-2010 и «Земля кочевников» Хлои Чжао в Венеции-2020). Всё встало с ног на голову – теперь такое кино видеть в качестве победителя скорее странно, чем привычно.

Кадр из фильма "Народ против Ларри Флинта" (США, 1996) — Золотой Медведь-1997
Кадр из фильма "Народ против Ларри Флинта" (США, 1996) — Золотой Медведь-1997

Наконец, критерий третий – степень дурости демонстрируемого зрителю. Мне порой кажется, что международные кинофестивали в последние двадцать лет стали строиться по принципу Евровидения – кто дурее, фриканутее и эпатажнее, тот и победитель. Об искусстве речи уже не идёт – берём ручную камеру, идём на улицу и начинаем снимать трясущимися руками, желательно на бегу, чтобы тряслось ещё сильнее. Ещё было бы классно, если актёры будут непрофессиональные, и снимать лучше сцены одним планом, чтобы потом не заморачиваться на монтаж (а может, просто чтобы не платить лишние деньги монтажёру).

Вот самое невероятное кино, которое меня вогнало в полнейший ступор. Омерзительнейший «Фауст» Александра Сокурова (Венеция-2011), давно уже захлебнувшегося в собственной мании величия и проецирующего на экран свои собственные комплексы, сопровождаемые его же невнятным бормотанием, выдаваемым за перевод гётевского текста – сплошные депрессия и вынос мозга. 

Кадр из фильма "Фауст" (Россия-Германия, 2011) — Золотой Лев-2011
Кадр из фильма "Фауст" (Россия-Германия, 2011) — Золотой Лев-2011

«Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» Апичатпонга Вирасетакула (это Таиланд, если что – Канны-2010) – я, возможно ни черта не смыслю в тайской культуре и философии восточной медитации, но совершенно не имею представления, что нужно курить или употреблять, чтобы въехать в это кино, полное каких-то призраков, иллюзий и прочего шарлатанства. 

Кадр из фильма "Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни" (Таиланд, 2010) — Золотая Пальмовая Ветвь-2010
Кадр из фильма "Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни" (Таиланд, 2010) — Золотая Пальмовая Ветвь-2010

«Квадрат» Рубена Эстлунда (Канны-2017) – неизлечимо больное европейское общество снимает такие же безнадёжно больные фильмы, которые можно смотреть лишь под мухой или ещё под чем-нибудь более тяжёлым. Здесь захлёбывающаяся в миграционном кризисе Швеция очень символично уничтожает сама себя, локализуясь в рамках одного отдельно взятого музея и его директора-шизика, агонизирующего по поводу спёртого у него мобильника. 

Кадр из фильма "Квадрат" (Швеция, 2017) — Золотая Пальмовая Ветвь-2017
Кадр из фильма "Квадрат" (Швеция, 2017) — Золотая Пальмовая Ветвь-2017

«Женщина, которая ушла» Лава Диаса (Венеция-2016) – филиппинское кино длиною в жизнь (почти 4 часа), половину из которой мужик пытается продать всем подряд яйца утки с уже сформировавшимися в них птенцами, которые считаются среди местных деликатесом. Плюс блеск и нищета филиппинского капитализма и страдания по поводу социального неравенства. Эх, Маркс бы порадовался… 

"Женщина, которая ушла" (Филиппины, 2016) — Золотой Лев-2016
"Женщина, которая ушла" (Филиппины, 2016) — Золотой Лев-2016

«Издалека» Лоренсо Вигаса (Венеция-2015) – а куда ж мы без Венесуэлы? Тем более, если в гнезде социализма вдруг сделали кино про гомосексуалистов! Дядька предпенсионного возраста снимает на улице молодых парней и водит их к себе на конспиративную квартиру, где заставляет из перед ним раздеваться и мастурбирует, наблюдая за этим. Однажды один такой кандидат даёт ему по башке, сбегая с деньгами, но потом у него что-то поворачивается в душе, и он находит побитого им дяденьку, влюбившись в него и став для него женщиной. Показывают всё в деталях, включая совместный секс. Заканчивается история не вполне себе, скажу я. Про вышеназванных «Титана» и «Неудачный трах, или Безумное порно» говорить вообще ничего не буду.

Кадр из фильма "Издалека" (Венесуэла, 2015) — Золотой Лев-2015
Кадр из фильма "Издалека" (Венесуэла, 2015) — Золотой Лев-2015

Однако самым обезоруживающим стал перуанский фильм «Молоко скорби» (Берлин-2009) Клаудии Льосы. Даже моих скудных знаний испанского хватило, чтобы понять, что оригинальное название La teta asustada ни с молоком, ни со скорбью общего ничего не имеет. Оказалось, что это означает «пуганая сися» - термин, который применяют в Перу к эпохе беспорядков 80-х, когда солдаты массово насиловали женщин, в результате чего появилось очень много незаконнорожденных детей. Дети эти, выкормленные такими вот сисями, впитали страх вместе с молоком матери, отсюда и рождение термина, и наш слишком уж поэтичный вариант названия. Весь фильм соткан из предрассудков, индейского фольклора и Бог знает чего ещё. Тут вам и песни про менструацию, и закатанный в целлофан труп старухи, запихнутый под кровать в ожидании похорон, и картофелина, которую главная героиня засовывает себе во влагалище и живёт с нею до тех пор, пока та не начинает прорастать и в её внутренние органы, и наружу, поэтому героиня отстригает показавшиеся из влагалища картофельные отростки ножницами. «Зачем же на это делает?», спросите вы. А ей так мама сказала – дескать, тогда её никто не сможет изнасиловать.

Постер к фильму "Пуганая сися (Молоко скорби)" (Перу, 2008) — Золотой Медведь-2009
Постер к фильму "Пуганая сися (Молоко скорби)" (Перу, 2008) — Золотой Медведь-2009

На этом всё. Больше не буду. И в связи со всем вышесказанным предлагаю именовать отличительный маркер современного фестивального кино «эффектом пуганой сиси». Потому что нынешние кинематографисты, нацеленные на победы на международных кинофестивалях высшего эшелона, впитывают если не с молоком, то из окружающего их социума те принципы и понятия, по которым строится современный «элитный» кинематограф. И страх великий, если не сумеешь быть необычнее всех, эпатажнее всех, толерантнее всех. Тут уже не сися тебя настигнет и пришибёт, а кое-что помощнее. Так что «Дюна» на фоне всей этой фестивальной философии – просто детский лепет и милая сказка, жвачка для глаз и фальшивая наживка для мозга, внушающая, что ты прикоснулся к чему-то глубокому. Потому что настоящее фестивальное кино способно засосать и уничтожить по-настоящему.

Смотрите больше разного и честного кино! Главное, сами себе не врите))

(c) petrus_paulus

promo dostalo january 21, 2020 13:01 183
Buy for 200 tokens
«Красота спасет мир!» - одна из самых знаменитых цитат Фёдора Достоевского. Однако, кто бы мог подумать, что красота, а точнее обнаженная девушка, реально может спасти мир. Ну, не мир, а страну. Думаю, многие уже видели пост о том, что американская модель Кейлен Уорд собрала…
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →